Художественная ковка: с древних времен и до наших дней rayvshalashe.ru

Художественная ковка: с древних времен и до наших дней

Этапы развития художественной ковки

На протяжении всего времени развития человечества, художественная ковка всегда занимала особое место. Металл отлично поддается чеканке, скручиванию, штамповке, волочению и т.д. Расплавленный металл можно заливать в различные формы. Из этого материала получаются прекрасные художественные изделия. Металл является первым материалом, который человек создал сам, а не одолжил у природы. На протяжении многих веков металл остается неизменным источником вдохновения, работы из металла занимают особое место в искусстве.

Развитие художественной ковки в античный период

Второе тысячелетие до н.э. – период истории, когда золото ценилось гораздо дешевле металла. Например, один египетский фараон обратился с просьбой к царю хеттов, прославившихся искусством ковки железа, обменять ему этот металл на золото, которого у фараона было как воды в море, а железа не было совсем. В античном мире высокую оценку получила и художественная ковка металла. Одно из доказательств этого – положение в иерархии греческих богов покровителя всех кузнецов Гефеста. Гефест был сыном Зевса, самого главного бога, и его спутницы Геры. «Илиада» Гомера свидетельствует, что именно благодаря Гефесту на горе Олимп появились высокохудожественные кованые изделия из железа, бронзы, серебра и золота, были построены даже дворцы из металла. А вот первые сведения о двух возможностях обработки металла (ковка и литье), а также о возможности закалке металла в воде, бараньем сале и даже крови связаны с другим персонажем древнегреческих мифов – Гераклом.

Развитие художественной ковки в эпоху средневековья

Когда мы видим кованные металлические решетки, то мы не вспоминаем о том, что самые первые свидетельства о кованых решетках уходят своими корнями в Европу эпохи средневековья. Первые Романские решетки собирались из вертикально расположенных прутьев, а пространство между ними заполняли плоскими спиралями, располагая их симметрично в виде всевозможных узоров. Кованые решетки готической эпохи отличаются тем, что для усиления художественного эффекта, орнамент решеток стали покрывать позолотой. В эпоху Ренессанса в Италии было широко развито строительство особняков для знатных людей, стали появляться удивительной красоты ограды, а для балконов и интерьеров широко использовались кованые решетки и множество декоративных элементов из металла, которые предназначались для украшения частных владений.

Развитие художественной ковки в эпоху барокко

Барокко – эпоха, благодаря которой орнаментика обрела динамику. В эту эпоху художественная ковка отличается сложными чередованиями элементов, эффектами перспективы и замысловатыми задумками сюжетов кованых решеток. Решетчатые ворота стали располагаться отдельно, а когда человек приближался к воротам, эффект перспективы давал ощущение, что за воротами открывается проход в некие глубины, замыкаемые порталом.

Развитие художественной ковки в эпоху рококо

В эпоху рококо продолжается совершенствование художественной ковки, орнамент на решетках становится более филигранным, из него практически исчезает симметрия. Отличительные особенности орнаментики эпохи рококо – гирлянды листьев, цветов и других мотивов, разрушающих плоскости решеток и выходящих за их пределы. Являясь декоративной, ограды и решетки всегда тяготели к эстетическому совершенству. Наделенные же прикладными функциями, они были мощными и крепкими. Роль искусного мастера заключалась в том, чтобы при выборе орнамента избежать присутствия элементов, которые помогали бы перелезать через сделанную ограду злоумышленникам. На этот случай у кузнеца имелось достаточно своих секретов мастерства (орнамент, не позволяющий удобно поставить ногу, острые наконечники, исключающие подкоп конструктивные особенности ограждения и т.д.).

Еще одна область применения недрагоценных металлов – создание бытовых изделий, которое также широко применялось с древних времен. Бытовые изделия изготавливались из всевозможных материалов (черного металла, меди, латуни, бронзы, олова и т.д.) с использованием различных технологий (холодной и горячей ковки, сварки, литья, чеканки, напыления и др.). Среди кованых изделий, широко применяемых в бытовой сфере можно встретить ножи, топоры, подсвечники, вазы, кухонную утварь и каминные приборы.

Развитие художественной ковки на Руси

На территории Руси заниматься кованым делом начали только в 6-4 вв. до н.э. Первыми изделиями были, конечно же, грубо изготовленные предметы, и лишь позднее на Руси научились делать ножи, топоры, мечи и т.д. Художественная ковка на Руси стала стремительно развиваться во времена правления Ивана Грозного, в это время благодаря ручному труду кузнецов была воздвигнуты оружейные заводы, особый расцвет получила и ковка художественная. Новым словом в художественной ковке стало применение штамповки, которую впервые применил кузнец одного из тульских заводов в 1800 году. К середине века 19-го стали появляться паровые молоты, которые позже сменились прессами. Наивысший пик развития художественная ковка в России обрела в 17-20 вв. Своеобразные русские национальные традиции неразрывно связаны с историей государства, господствующие в различные периоды архитектурные стили требовали мастерства русских архитекторов, литейщиков, скульпторов и кузнецов. В XVII в. многие мастера кузнечного дела перешли на ковку различных оград и парковых ансамблей для дворцов аристократов, которые дошли и до наших дней. Кузнецы старой закалки не только обладали в совершенстве секретами, знаниями и технологиями художественной ковки, но и славились высокоразвитым художественным вкусом. Присутствие в работах мастеров того времени легких кованых кружев на оградах парков, церквей, скверов а балконах домов способно поразить даже искушенного ценителя искусства. Такие имена знаменитых зодчих как Бове, Казаков, Баженов, Жилярди оставили неизгладимый след в истории созданными архитектурными ансамблями. Оригинально смотрятся ограды, сделанные в стиле русского барокко, популярность которого относится к XVIII в. игривые витиеватые узоры художественной ковки, в основе которых лежат растительные мотивы, контрастируют с мощными каменными колоннами. Для русского декоративного искусства этой эпохи характерен располагающийся симметрично рисунок, составленный из сердцевидных изгибающихся стеблей. Такой рисунок мастера того времени называли «черновник».

Стиль модерн, проявившийся в асимметрии извивающихся кованых стеблей кованых решеток на рубеже XX в. можно наблюдать на некоторых дошедших до наших дней памятниках архитектуры в таких городах как Одесса, Санкт-Петербург и Москва. В частности, можно наблюдать, как извивающиеся стебли создают как бы текучий орнамент, в основе которого лежит переплетение диковинных растений. Зачастую такой рисунок плавно переходит с кованых решеток на фасад дома и находит продолжение в гипсе или камне вплоть до карниза или парапета крыши дома.

Развитие художественной ковки в советский период 1930-1960гг.

В этот период истории художественная ковка начинает сдавать свои позиции, советские люди отдавали предпочтение художественному литью. Сделанными из металла архитектурно-пространственными композициями очень часто украшали государственные, официальные и общественные здания. Применение декоративного кованого металла стало реже применяться в связи с развитием кузнечно-штампованного и прокатного производства. На смену ему пришли сварные конструкции, в которых использовался профиль как круглого, так и квадратного сечения. Все это способствовало тому, что художественная ковка постепенно упрощалась, в настоящее время искусных мастеров, способных отковать ограды, отремонтировать или отреставрировать старинные решетки осталось не так много. Поэтому для декоративно-прикладного искусства нашего времени возрождение традиций художественной ковки как вида ремесла имеет огромное значение.

История ковки

В современном мире повсеместно используются новейшие технологии, открытые несколько десятков лет назад качественные материалы, универсальные сплавы и изделия. Но среди всего этого многообразия выделяются оригинальные и неповторимые композиции. Вызвать ассоциацию с древнейшим ремеслом способны кованые изделия, прочно вошедшие в повседневную жизнь. Такие предметы занимают особое, даже почетное место в нынешнем мире. Чего только стоит художественная ковка в Спб в виде решетки Летнего сада, признанной во всем мире лучшей из декоративных оград.

Тенденции в современных дизайнерских оформлениях способствовали тому, что ковка стала популярной и повсеместно используемой. Применялись кованые изделия во все времена при создании уникального интерьера и экстерьера, изготовлении украшений и конструкций. Сейчас, как и сотни лет назад, кованые детали встречаются при отделке загородных коттеджей, частных владений, зданий социального назначения. При обустройстве двухэтажных домов или двухуровневых квартир используются шикарные кованые винтовые лестницы.

Неповторимая художественная ковка, встречающаяся в таких стилях архитектуры, как барокко и модерн, придавала в древние времена весомости статусу владельцев. В современном обществе кованые изделия можно увидеть в парках, скверах, на фасадах домов, возле беседок, в кафе и ресторанах, внутри помещений. Они являются свидетельством роскоши и оригинальности. Ценится ковка за высокое качество произведенных деталей и длительную эксплуатацию без потери форм и фактур.

Как свидетельствуют раскопки, первые кованые изделия из меди были изготовлены еще в VII тысячелетии до н.э. Найденные украшения состояли из бусин и трубочек, образованных путем сворачивания плоских листков меди. Древняя кузня представляла собой место разведения огня, на котором и нагревался металл. В арсенале мастера находились примитивные орудия, с помощью которых придавалась требуемая форма кускам материала.

К другим востребованным предметам, которые брался ковать мастер своего дела, относились инструменты, строительные элементы, оружие. Кузница была и местом изготовления подков для лошадей, декоративных украшений жилища. Неповторимая художественная ковка стала использоваться позже для выполнения ограждений особняков знати, церковных дворов.

Если в медном веке еще было мало кузнецов, то в железном веке ковка стала просто неотъемлемой частью жизни. В 1200 году до н.э. возникла металлургия, и разные народы независимо друг от друга начали постигать тайны профессии кузнецов. Задолго до появления славян кузнябыла местом освоения плавки металла, заливки в форму, скручивания, штамповки, чеканки, ковки и сваривания в единую конструкцию деталей.

Ковка, как основное действие, стала профессией кузнецов, а кузница − их вторым домом. Работали мастера с различными типами металлов, начиная от чугуна и заканчивая золотом. Синонимом понятия «кузнец» было слово «коваль». Именно ковали могли не только изготовить подковы для лошадей, но и осуществить процесс – подковать животное.

Постигнуть кузнечное ремесло мог не каждый. Уходило много лет на оттачивание профессионализма, ведь освоение технологического процесса изготовления изделий требовало немалых умственных и физических усилий. Кузнецы больше времени проводили в мастерских, нежели за домашними делами, сбором урожая, уходом за животными. Для обычного населения кузница стала чем-то таинственным и загадочным. Кроме того, кузня была и местом возможного возникновения возгораний, из-за чего мастерам создавать кованые шедевры приходилось вдалеке от жилищ остальных людей. Такая отчужденность и закрытость способствовала тому, что кузнецов возвели в ранг шаманов и колдунов. На Руси человек, который мог коватьмечи, доспехи, инструменты и орудия для работы на земле, считался еще и лекарем. Часто кузнецы проводили свадебные обряды, во время которых преподносили новобрачным подкову. По поверьям, такое кованое изделие защищало от нечисти, приносило в дом новой семьи достаток и благополучие.

Читать еще:  Какой лучше выбрать утеплитель для стен — обзор материалов

Кузнецы выделялись среди других людей, их достаток был выше, а статус − почетнее. Мастера являлись обеспеченными и уважаемыми людьми. Искусство передавалось от отца к сыну, при этом все их секреты мастерства за своими дверями хранила кузня.

Люди, которые умели ковать металл, изготавливали разнообразные предметы. В Киевской Руси востребованы были кованые:

  • бытовые предметы;
  • доспехи и оружие;
  • сбруя;
  • сельскохозяйственное орудие и инструменты.

Для повседневной жизни ковались замки, подсвечники, крючки, держатели, подставки. Ремесленники пользовались различными инструментами, ковать которые могли только опытные мастера.

Поначалу художественная ковка не имела широкого распространения. Больше ценился уровень технического исполнения. Но со временем искусные плетения кольчуг, необычные конструкции замков, уникальное исполнение шлемов и других изделий стали нести в себе какое-то художественное решение. Так в VI веке на Руси и зародилась художественная ковка. Оружие украшалось индивидуальными узорами, непохожими друг на друга. В наше время кузнецы занимаются ручной художественной ковкой зачастую единичных изделий, поэтому такая продукция относится к уникальным и неповторимым.

Поскольку ковка выступала плацдармом для полета фантазии мастеров, данное ремесло пережило все периоды падения, в том числе и попытку чугунного литья повсеместно заменить ковку. На Руси кузница была местом работы мастера и подмастерья. Ученик ходил не один год в помощниках, постигая все азы профессии.

С XV века кованые изделия стают чрезвычайно востребованными. XVII — XVIII века характеризуются повсеместным использованием кованых дверей и окон, которые защищали дома от пожаров. Двери возводимых храмов украшались искусными узорами, декоративными заклепками, необычными переплетениями. От нежелательного проникновения в жилища в оконные проемы устанавливались кованые решетки.

В XVIII веке владельцы усадеб и особняков заказывали мастерам ковать ограды различной протяженности и высоты, подчеркивающие достаток и оригинальность. Ограждения устанавливались и вокруг церковных дворов. Во второй половине века стали появляться кованые заборы в стиле барокко. На фоне мощных каменных столбов ажурные узоры из растительных мотивов смотрелись изысканно и утонченно. Такой контраст заставлял власть имущих и других знатных людей заказывать у кузнецов все новые и новые кованые изделия. По сей день уникальной и неповторимой считается художественная ковка в Спб, которая встречается в украшениях мостов, дворцов и парков.

В конце XIX века на смену симметричным рисункам в художественной ковке приходит асимметрия. Архитектурный стиль модерн подразумевает использование в кованых изделиях затейливых узоров, удивительных переплетений диковинных растений. Кованые решетки и ограды представляли собой настоящие произведения искусства.

Нынешняя кузница модернизирована под потребности современно рынка. Единицы мастеров в деревнях изготавливают кованые изделия на заказ старым дедовским методом с применением большой физической силы. Нельзя сказать, что сейчас профессия кузнеца проста и легка. Чтобы стать профессионалом, по-прежнему понадобится много лет усердной работы, талант и оттачивание умений. Но современные мастерские оснащаются более удобным оборудованием, в качестве измерительных приборов выступают высокоточные устройства, хотя повсеместно применяются те же основные инструменты.

Сейчас часто заказываются необычные кованые предметы, заменяющие однообразные повседневные. Это и стулья, и кованые столики, и диваны, и вазоны. Для загородных участков, территорий кафе и ресторанов, дорогих баз отдыха изготавливаются кованые мангалы. Они поражают своей изысканностью, подчеркивают индивидуальность и приковывают взгляды гостей.

Широкое распространение приобрела художественная ковка в Спб в области создания обрамлений фасадов зданий. Витиевато украшенные козырьки входных помещений, декоративные элементы на крыше, кованые балконные ограждения способствуют созданию необычного внешнего вида любого дома. Объемная или тяжеловесная конструкция с помощью подобных изделий приобретает легкость и ажурность.

Богато и гармонично в интерьере дома смотрятся каминные наборы, которые могут стать композиционным центром гостиной. Дополненные такими аксессуарами, как подсвечники, статуэтки, подставки или крючки того же стиля, они создадут неповторимый дизайн помещения.

Владельцы частных коттеджей и домов все чаще заказывают кованые ворота, калитки и заборы. Эти конструкции являются первым, что видит любой пришедший. Такие кованые изделия будут радовать глаз, создавая в совокупности с оконными решетками и другими изделиями на участке гармоничную композицию.

Проявляется художественная ковка в Спб и в потрясающих по своей красоте и утонченности кованых скамейках, фонарях и фонариках, которыми украшаются аллеи. Такие предметы создают особую атмосферу уюта и словно переносят в прежние времена изысканности и аристократичности.

Как и сотни лет назад, художественная ковка в современном обществе подчиняется только настоящим профессионалам. В Древней Руси кузнецы могли на глаз определить уровень готовности металла в процессе ковки. Сейчас обучиться основам профессии можно в Вузах, но приобрести соответствующие навыки можно только за практической работой. Для желающих постичь секреты мастерства, кузня должна стать местом наблюдений и оттачивания умений. Кузнец должен научиться:

  • физической выносливости;
  • умению «чувствовать металл»;
  • развивать художественный вкус и зрительную память.

Считалось, что только одаренный и талантливый человек имеет предпосылки к изучению данной профессии. Без художественного вкуса его работа будет скучна и однотипна, поэтому многие кузнецы являлись потомками искусных умельцев, чьи таланты зачастую передавались по наследству.

Популярность художественная ковка в Спб получила в результате органичного сочетания с любыми стилями архитектуры, интерьера помещений. Красивые кованые перила, обрамляющие лестницы, великолепно подчеркнут аккуратность и роскошь. К тому же металлическая художественная ковка сочетается с деревом, камнем, витражами и литьем. Конструкции, ковать которые берутся мастера своего дела, долго служат и никогда не выходят из моды. Оригинальные, изысканные и потрясающие по своей красоте изделия навсегда избавят экстерьер или интерьер от ярлыка обыденности и однообразности.

Художественная ковка — история и интересные факты

Автор: Смит · Опубликовано 26.10.2014 · Обновлено 26.10.2014

Художественная ковка — это самый распространенный способ художественной обработки металла. Тысячи лет человек делает и пользуется коваными изделиями. Даже в 21 столетии высоких технологий трудно придумать что-либо более красивое и надежное, нежели кованые решетки, ограды, лестницы и т.д.

Именно это сочетание эстетики и прочности «металлического кружева» позволило древнему ремеслу не просто пережить века, но и вернуть себе заслуженную популярность.

Термин «художественная ковка» очень часто связан с кузнечным делом, то есть обработкой железа. Потому что железо меньше других металлов поддается обработке и для получения нужной формы железо необходимо разогревать до температуры около 1000 °С.

Еще во времена Киевской Руси кузнецы искусно ковали из железа и стали предметы быта, сельскохозяйственные орудия, инструменты, оружие, доспехи, конскую сбрую. Все эти изделия предназначались для практического использования, а поэтому они делались добротно, хорошо отвечали своим функциям. В полную силу художественные возможности железа раскрылись позднее, XVII-XVIII столетии.

Оконные проемы закрывались ажурными коваными решетками, парки и сады оформлялись искусно сделанными коваными оградами, коваными воротами.
Богато оформленные железные двери с элементами художественной ковки украшали храмы, дворцы, в строительстве которых принимали участие мастера всех видов ремесла.
В 17 столетии художественная ковка часто используется для выполнения оград усадеб, садов, особняков, церковных дворов. В Петербурге с ней соперничает техника чугунного литья, вытесняя художественную ковку как дорогостоящую и трудоемкую работу. Но своеобразие художественных решений, которое достигается ковкой, сохраняет интерес к ней и в XIX веке.

Если для литья рисунок и разработку всей декорации делал архитектор, то ковка всегда рассчитывалась на творческое варьирование и доработку деталей кузнецом.
Трудолюбие, фантазия, мастерство и изобретательность, отличное владение технологией ковки, прекрасное знание особенностей и возможностей металла позволяют создавать высокохудожественные кованые произведения искусства, безгранично большого и прекрасного мира кованого металла.

В XX веке на смену художественной ковке пришли сварные конструкции, что связано с развитием прокатного и штамповочного производств, ковка становилась проще.

Однако, возрождение художественной ковки для современного искусства имеет огромное значение.

В настоящее время популярность кованых изделий растет. Украшение дома, сада, квартиры, офиса ковкой стало очень популярным у состоятельных людей. Ничто не может так преобразить, подчеркнуть индивидуальность квартиры, дома, сада, как по-настоящему красивая и стильная ковка . Именно художественная ковка является одним из последних сохранившихся «живых» ремесел в наш век стандартных изделий, производящихся массовым тиражом.

Интересные факты из истории художественной ковки

На Руси художественная ковка представляла собой уникальное искусство, овладеть которым в совершенстве мог только очень целеустремленный и способный мастер. Пиком развития художественной ковки на территории нашей страны принято считать 6-8 века н.э., поскольку именно к этому периоду мастера овладели всеми необходимыми технологиями обработки металла. Уже в 6 веке нашей эры специалисты, изготавливающие изделия художественной ковки, могли похвастать навыками термической обработки, горновой пайки и др. технологиями изменения формы и совершенствования характеристик металла.

Примечателен тот факт, что умение создавать изделия художественной ковки оттачивалось в течение многих лет, поскольку обработка металла требовала от специалиста серьезного опыта в данной сфере. Так для определения типа металла мастера изучали разломы изделия, следили за типом выбиваемой искры. В отсутствие высокотехнологического оборудования, тепловая обработка изделий всегда осуществлялась «на глаз». То есть, изготавливая изделия художественной ковки с термической обработкой, специалист следил за цветом раскаленного металла. Это сейчас для определения температуры нагрева используют градусники, а раньше мастеру было достаточно мимолетного взгляда, чтобы определить готовность металла.

Читать еще:  Как отрегулировать пластиковые окна самостоятельно

Среди самых популярных изделий того времени, которые изготавливались по технологии художественной ковки, можно выделить всевозможные украшения, сбрую и предметы интерьера. В частности, уже в то время была популярна ковка на заказ, когда опытные мастера изготавливали эксклюзивные изделия для богатых вельмож. Ковка на заказ доверялась только опытным мастерам, которые зарекомендовали себя многочисленными работами.

Ближе к 15 веку художественная ковка становится одним из самых востребованных искусств в сфере эксклюзивного строительства. Художественная ковка ограды, дверей, оконных решеток, ручек, элементов украшения заборов и ворот — все это имело место в древней Руси. Многие изделия сохранены и по сей день, поскольку являются культурным достижением нации.

Особый вклад в развитие отечественной художественной ковки сделали архитекторы, развивавшие такой стиль как русское барокко. Эксклюзивная ковка великолепно представлена на улицах современной культурной столицы России, которой является Санкт-Петербург. Многочисленные ограды, заборы и распашные кованые ворота, преисполненные легкостью художественной ковки, — все это достижения отечественных мастеров, об искусности которых было известно во всем мире.

История эволюции кузнечного дела

Еще 150 лет назад кузнечное дело было на пике своей популярности. Практически в каждом селе была мастерская, где изготавливали и чинили различные вещи. К примеру, в Москве в середине 19 века насчитывалось около 300 кузниц. А в таких центрах, как Киев или Донецк присутствовали школы по ковке металла, где были разработаны целые направления в кузнечестве.

С появлением и развитием машинной металлообработки развитие такого ремесла пошло на спад. Однако, в промышленности многие комплектующие и заготовки до сих пор проходят обработку ковкой. В 21 веке мелкосерийные поковки чаще всего носят художественный характер.

Как развивалось кузнечное ремесло на протяжении истории человечества и насколько изменились технологии?

Эволюция кузнечного ремесла

Первыми металлами, которые стал обрабатывать человек, были золото, серебро и медь. Позже появился более прочный сплав — бронза. Однако, длительное время основным способом металлообработки оставалось литье. Это было связано со свойствами материалов, проще было отлить нужный предмет в форме. Да и закалить такой металл было невозможно, так как при нагреве и быстром остывании происходил процесс опускания. Изделие становилось слишком мягким. Единственные похожие по технологии на ковку приемы применяли после отливки. Когда для придания однородности изделие проковывали, удаляя таким способом пустоты и раковины в металле.

В Древнем Китае были осуществлены первые попытки выковать бронзовые мечи. Для этого изначально изготавливали стержень из более мягкого материала, а по кромкам ковали режущие части из более прочного, но хрупкого металла. Однако, дальнейшего развития эта технология не получила ввиду своей сложности.

Но, наряду с этим, появился и такой прием как холодная ковка. Когда куску самородной меди придавали форму без предварительного нагревания.

Яркий образец холодной ковки — кинжал, найденный в гробнице египетского фараона Тутанхамона. Задолго до своего распространения он был изготовлен из метеоритного железа. Клинок выкован холодным способом без разогрева заготовки.

Настоящим прорывом в кузнечном деле стало появление железа. Стало понятно, что такой материал требует других способов обработки, чем бронза и медь.

Изначально использовали так называемое метеоритное железо, потом стали выплавлять его из руды. Как и первые металлы, железо изначально начали использовать для изготовления ножей и оружия. Однако и здесь попытки ковать такой металл не увенчались особым успехом.

Настоящим толчком в развитии кузнечного дела стало изобретение стали и ее приспособление под изготовление оружия и сельскохозяйственных орудий. Со стали и железа начали ковать различные предметы: цепи, кольца, доспехи и прочие.

Ковать сталь начали в различных точках мира. Например, часто кельтским мастерам приписывают изобретение «харлужной» стали. Когда несколько прутов различной по составу углерода стали скручивали и ковали, получая довольно прочные мечи. Такой же способ послойной сварки и проковки использовали и японские оружейные мастера.

В эпоху Средневековья на Европейском континенте были открыты залежи железа в Галлии (современная Франция) что привело к изобретению фосфоритной стали, как более дешевого аналога тигельной привозной. Стали появляться центры кузнечного ремесла, где в первую очередь производили оружие и доспехи.

В античные времена и Ранние Средние века кузница представляла собой простую хижину или даже землянку, построенную, как правило, на берегу водоема. Все работы проводились вручную молотами и на наковальне.

В 16 веке средневековая кузница получила первые механизмы для упрощения работы — рычажные молоты, приводимые в движение силой воды.

На период позднего Средневековья кузнецы изготавливали практически все изделия из стали, начиная со сложных закрытых доспехов до обычных лошадиных подков. Появилось такое понятие как кузнечный цех, когда в процессе изготовления принимало участие множество подмастерьев. Производство стало более массовым.

Пика своего развития кузнечное дело достигло в 18 веке, многие образцы изделий мастеров того времени дожили до нашего времени. Кузнечная мастерская стала превращаться в фабрику.

В 19 веке с появлением паровых двигателей устройство кузницы стало еще более сложным. Появилось оборудование, работающее на силе пара, гидравлические молоты, прокатные станы. Изготовление вещей и оружия было поставлено на массовый поток.

В начале 20 века появились технологии сварки и машинного производства и ручная ковка отошла на задний план. Однако, кузнечные приемы нашли широкое применение в промышленности и современной металлургии.

Русское кузнечество

На Руси, как и в Западной Европе, кузнечество занимало почетное место. Мало того, кузнечное искусство получило свои направления и стили, отличимые от заграничных образцов.

Вследствие особенностей добычи железа, металлургия отделилась от металлообработки еще в раннее Средневековье. Раньше, чем в Европе, русские кузнецы стали обрабатывать и углеродистую сталь. Все режущие кромки инструментов и оружия производили с использованием этого материала.

Кузнечное мастерство ремесленников давало все предметы обихода, от серпов и кос до иголок и рыболовных крючков. Отдельную обособленную группу на Руси занимали оружейники, производящие высококачественное оружие.

Огромный толчок развитию кузнечного дела дали реформы Петра Великого, который быстрыми темпами начал развивать промышленность в стране. Мастерские превращались в целые фабрики, использующие технологии ковки металла. От обычных ремесел кузницы перешли на массовое производство.

В начале 20 века в российской империи кузница была практически в каждом населенном пункте. Центрами стали Москва, Петербург, Киев и другие.

Индустриализация в СССР практически уничтожила отдельные кузнечные мастерские, но зато ковка получила новый виток своего развития.

Ковка в современном производстве

Ковка на металлообрабатывающих предприятиях и в машиностроении сегодня остается одним из основных процессов технологической цепочки. Именно с помощью мощного кузнечного оборудования обрабатывают многотонные детали и их элементы. Также одна из разновидностей ковки (штамповка) позволила сделать выпуск многих вещей массовым и дешевым.

Современное кузнечное производство использует следующие технологии.

  • Горячая и холодная штамповка.
  • Прессование и обжимка.
  • Волочение.
  • Прокатка.

Горячая и холодная штамповка

Это процесс придания формы заготовкам по готовому стандартному образцу. То есть все те операции, какие раньше выполнял кузнец по приданию нужной конфигурации и объему детали, сегодня на предприятиях выполняют штамповочные станки.

Различают следующие виды промышленного штампования — листовую и объемную штамповку.

В первом случае, например, пробивают отверстия в листах металла, получая перфорированные поверхности.

Во втором варианте — выпуск любых объемных деталей и элементов как холодным, так и горячим способом.

Использование такой технологии позволило сократить расходы материалов и затраты времени на изготовление.

Прессование и обжимка

Прессование также происходит от кузнечной технологии, хотя сегодня и отделилось от этого процесса полностью.

Ранее, до появления механизации, кузнец проводил уплотнение и изменение формы детали вручную путем так называемого приема обжимки. Когда вся поверхность металла проковывалась.

Пример работы гидравлического пресса можно посмотреть на видео:

Сегодня на металлообрабатывающих предприятиях это делают многотонные прессы, которые способны за короткий отрезок времени отформовать и уплотнить многотонный элемент.

В небольших кузнечных мастерских также применяют технологию прессования с использованием механического или гидравлического оборудования.

Технология, которая также произошла от кузнечных способов металлообработки. Она позволяет способом протягивания деталей круглого сечения через отверстие сделать ее диаметр меньшим.

Также формовка круглых элементов происходит и ковочным способом. Для этого используют различные машины (ротационные), где процесс практически автоматизирован.

С помощью такой техники получают различные трубы и прокат круглой или фасонной формы. А также заготовки для дальнейшего изготовления валов.

Этот способ позволяет изготавливать так называемый металлопрокат, список наименований которого довольно большой, начиная от арматуры и заканчивая стальными трубами.

То, что ранее выполнял кузнец, сегодня делает прокатный стан, производя стандартизированную продукцию, поступающую в дальнейшую обработку и строительство.

Технологически это делается путем протаскивания разогретых металлических заготовок сквозь валы прокатного оборудования.

Как и при ковке, такой способ металлообработки позволяет получить требуемую форму и нужную структуру материала.

Ковка в промышленности происходит с использованием различного оборудования и ковочных машин.

При этом габариты обрабатываемых деталей порой достигают значительных размеров и веса.

Современная ручная ковка

Несмотря на появление различных современных способов изготовления металлических элементов, ручная ковка не утратила своей актуальности и популярности. Особенным спросом пользуются изделия художественной ковки, которые использую в интерьере и ландшафтном дизайне.

Современная ручная ковка использует как старые технологические приемы, так и новые, с использованием машин.

В частных кузницах устанавливают гидравлические молоты, ускоряющие процесс обработки, а также оборудование для нарезки, сверления и прессования деталей.

Ярким примером современной ручной ковки служат изделия, установленные в Донецком парке кованых фигур. Здесь установлено более 200 фигур, сделанных кузнечным способом.

Обучиться современному искусству ковки можно тремя основными способами.

  • Поступить в специализированное учебное заведение.
  • Устроиться учеником к мастеру.
  • Обучиться самостоятельно.

Учебные заведения есть во многих городах России: Москве, Коврове, Чебаркуле, Красноярске, Санкт-Петербурге, Барнауле и других. В Украине центрами кузнечества остались традиционно: Киев, Донецк и Львов. Также неплохим вариантом обучения станет работа с мастером. Самостоятельно можно довольно неплохо изучить основы кузнечного дела, информации сегодня очень много, но главное — это постоянная практика.

Читать еще:  Как утеплить пол под ламинат: материалы, этапы работы

Кузнечное дело за тысячелетия прошло огромный путь эволюции от простейших способов формовки холодного металла до сложнейших станков и машин. Однако, до сих пор ручная ковка остается актуальной.

А что вы можете добавить к этому материалу? Поделитесь своим мнением в блоке обсуждений к этой статье.

Художественная ковка: с древних времен и до наших дней

Сеппо Илмаринен

Он кузнец и первый в мире, Первый мастер он в искусстве, Ведь он выковал уж небо, Крышу воздуха сковал он
Читать далее

Активно сотрудничаем с рекламными агентствами, рестораторам, отельерам, владельцам клубов.
Читать далее

История ковки

Художественная ковка — всегда модно и стильно! История кованых изделий насчитывает тысячи лет.
Читать далее

Плазменная резка

Производим авторские уникальные изделия из металла по индивидуальному заказу.
Читать далее

Кузница Сеппо Илмаринен

в Петрозаводске, Республика Карелия. Доставка по РФ и за границу. Тел.28-15-72, 8-921-228-15-72. Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Читать далее

ИСТОРИЯ КОВКИ

Художественная ковка — всегда модно и стильно.

Современный человек не может обойтись без моды. Нам постоянно требуется как-то облагородить свою жизнь, показать другим свой социальный статус и, конечно же, мы не можем обойти и “уголок стабильности”, коим является наше жилище. Ведь даже древние люди украшали рисунками свои пещеры, но с приходом железного века, способов украсить свои хоромы стало больше.

Не так давно Нью-Йоркские богатеи, не лишенные эстетического вкуса, дали жизнь новой моде. Свои дорогие пентхаусы они украшают художественной ковкой и коваными изделиями, великолепно сочетающимися с любыми дизайнерскими идеями. Кованые лестницы и кованые перила, величественные кованые ворота в дорогие дома, изящные кованые балконы, от которых нельзя оторвать глаз — не что не может сравниться с металлом: таким гибким и непоколебимым одновременно.

Художественная ковка — всегда модно и стильно. К тому же, для ценителей старины ручная ковка просто незаменима. Мастера художественной ковки могут воссоздать по эскизам и старым фотографиям практически любую деталь мебели и интерьера давно минувших лет. А технологии покраски и «старения» изделий создадут прекрасные «ретро» вещи.

Приобретая кованые изделия, можно не сомневаться в их долговечности и эксклюзивности. Ковка не только показатель статуса, но еще и признак вкуса владельца, придающий шарм дому. Неудивительно, что современная Американская и Европейская элита так трепетно к ней относится.

Но ковка — это не только удел Американцев и Европейцев, в России всё чаще можно встретить элитные новостройки “окованными” изящным металлом — такую крепость мало кто решится штурмовать. Мода на ковку в России разгорается с небывалой силой, но лишь не многим удастся похвастаться впечатляющими коваными перилами с искусственным старением под медь или дерево.

Тысячелетиями люди ковали металл. Начиная с давних времен, когда огонь стал другом человека и люди изобрели плавление металла, этот союз развивался, делая людей более сильными и могущественными.

Ковка — это один из самых распространенных способов обработки металлов. Сегодня популярны кованые перила, кованые решетки на окна, кованые заборы и многое другое. Чаще всего куют железо, поскольку его труднее обрабатывать в холодном виде, чем некоторые другие распространенные металлы. Поэтому, для обработки железо разогревают до температуры выше тысячи градусов. Хотя с ковкой связаны и такие приемы холодной обработки, как просечки и гнутье.

Художественная ковка стала популярна в семнадцатом-восемнадцатом веках, благодаря добыче металлов в промышленных масштабах и огромному опыту, которые за века накопили кузнецы, передавая его из поколения в поколение. Многие изделия художественной ковки использовались в качестве архитектурных элементов.

На Руси кузнец всегда считался уважаемым человеком. Ему даже приписывали сверхъестественные способности: например подкова, изготовленная кузнецом, защищала дома от злых духов и нечистой силы. Считалось, что прибитая над дверью кованая подкова, могла защитить семью от разорения. А подкова, прибитая над кроватью, защитить спящего от демонов и плохих снов. Железо на Руси использовали, как оберег. А кузнец мог заключить брак, который считался крепче, чем заключенный в церкви.

Еще во времена древней Руси, кузнечное дело считали одним из самых выгодных и самых нужных родов деятельности. В Киевской Руси ковка уже была повсеместно распространена. Ковали оружие и доспехи, различные инструменты для ремесленников, сельскохозяйственные орудия для крестьян, бытовые предметы, украшения. Кованные изделия были практичны, надежны и хорошо выполняют свои функции. Уровень изготовления кованых изделий уже в те времена был высокий. Со временем кузнецы стали ковать все более сложные изделия, появились предпосылки к художественной ковке.

Многие знают, что большинство легенд и поверий очень связано с кузнечным делом. Считалось, что Бог Гефест был самым сильным богом Олимпа. Он являлся покровителем и прародителем такого древнего ремесла. В основном, этого бога изображали в виде кузнеца. В легенде говорилось, что именно Гефест сделал для Зевса скипетр, для Диониса жезл, Ахиллу он изготовил доспехи, а вот Гераклу он сделал кованое оружие. В древнегреческой мифологии описаны подвиги всех полубогов и богов. Бога Гефеста сравнивали с богом Сварогом. Тот, в свою очередь, был языческий бог, впоследствии который превратился в бога-кузнеца Демьяна и Кузьму (боги Руси). Сейчас еще существуют улицы, названные в их честь – Козьмодемьянска улица.

Мастеров кузнечного дела, во времена древней Руси, даже сравнивали с магами и целителями. Ранее, кузнечное дело требовало высокую степень сноровки и, было очень кропотливой работой. Так как технологии того времени не могли позволить многого, кузнецам приходилось делать вручную всю тяжелую работу. Даже сорта стали они определяли по ее цвету, а вот степень её нагревания определялась «на глаз». Именно поэтому, кузнец должен был иметь огромный опыт и отличную сноровку.
В нашей столице кузнечное дело стало появляться, примерно, в пятнадцатом или шестнадцатом веках. В те времена, кузнецы старались создавать организации, они даже жили вместе, за счет этого и образовывались кузнечные слободы. Вследствие этого стали появляться многие известные улицы и различные городские строения, которые, впоследствии, были названы в их честь. К примеру, многие знают Кузнецкую слободу и, конечно же, Кузнецкий мост.

Постоянная военная опасность сплачивала и древних карелов. Она же заставляла их развивать те отрасли производства, которые помогали выживать и защищаться от врагов. Особенно преуспевало тогда кузнечное дело. Карельские кузнецы изготавливали и нужные в хозяйстве вещи (ножи, топоры, косы), и ковали оружие, не уступавшее изделиям опытных новгородских мастеров-оружейников. Лучшим видом железа считался уклад, близкий по качеству к стали, его использовали при ковке мечей и боевых ножей: на полосу-основу из уклада карельские кузнецы с двух сторон приваривали по полосе из более мягкого железа и оттого кованые мечи и кованые ножи становились самозатачивающимися. Вхождение карелов в настоящий железный век своеобразно отразили народные руны «Калевалы». В эпосе «злое железо» противопоставляется «доброй кости», которая по времени бытования согласуется с порядками первобытно-общинного строя. Именно эти патриархальные порядки «Калевала» воспевала с большой любовью. А вот из железа выковываются мечи, которые в изобилии проливают кровь на полях сражений. Из текста рун заметно, что новое, опасное военное время авторам сказаний не очень и нравится.

Железо всегда являлось материалом, который был известен и широко применялся еще древними славянами. Как и в давние времена, этот материал до сих пор славится своей прочностью, долговечностью, ну и, конечно же, практичностью.
Такой материал использовали практически для всего, в особенности для изготовления оружия. Нужно сказать, что кованое оружие считалось самым практичным. Такие качества являются главными при создании оружия. Для изготовления кованого оружия применяли высокопрочную сталь. После того, как кованое оружие изготовили, его поверхность обрабатывается при помощи нанесения специального полимерного слоя. Благодаря такому полимерному слою у оружия значительно повышается долговечность и прочность, при этом, его можно выполнить в любом цветовом решении.
Холодное и огнестрельное кованое оружие, которое сумело сохраниться с древних времен и дожить до сегодняшнего дня, хранится в Кремле. Возраст этого оружия достигает не только вековых, но и тысячелетних мерок. Даже обратив внимание на этот пример, можно понять, что кованое оружие действительно отличается своей прочностью и долговечностью. Так же такое оружие имеет не только высокотехнологические характеристики, но и отличный эстетичный вид.

Приобретя кованую вещь в свой дом, вы сможете хорошо украсить свою гостиную или кабинет. Такое кованое оружие будет отличным подарком на День рождения друга, он по достоинству оценит такой знак внимания.

  • Download this image» data-fresco-caption=»
    Download this image» target=»_blank» data-thumb=»/cache/jw_sigpro/jwsigpro_cache_d9630c9b71_chast_vorot.jpg»>
  • Download this image» data-fresco-caption=»
    Download this image» target=»_blank» data-thumb=»/cache/jw_sigpro/jwsigpro_cache_d9630c9b71_dver.jpg»>
  • Download this image» data-fresco-caption=»
    Download this image» target=»_blank» data-thumb=»/cache/jw_sigpro/jwsigpro_cache_d9630c9b71_lustra.jpg»>
  • Download this image» data-fresco-caption=»
    Download this image» target=»_blank» data-thumb=»/cache/jw_sigpro/jwsigpro_cache_d9630c9b71_mangal.jpg»>
  • Download this image» data-fresco-caption=»
    Download this image» target=»_blank» data-thumb=»/cache/jw_sigpro/jwsigpro_cache_d9630c9b71_mebel.jpg»>
  • Download this image» data-fresco-caption=»
    Download this image» target=»_blank» data-thumb=»/cache/jw_sigpro/jwsigpro_cache_d9630c9b71_perila.jpg»>
  • Download this image» data-fresco-caption=»
    Download this image» target=»_blank» data-thumb=»/cache/jw_sigpro/jwsigpro_cache_d9630c9b71_podstavka.jpg»>
  • Download this image» data-fresco-caption=»
    Download this image» target=»_blank» data-thumb=»/cache/jw_sigpro/jwsigpro_cache_d9630c9b71_priboru.jpg»>
  • Download this image» data-fresco-caption=»
    Download this image» target=»_blank» data-thumb=»/cache/jw_sigpro/jwsigpro_cache_d9630c9b71_rakovina.jpg»>
  • Download this image» data-fresco-caption=»
    Download this image» target=»_blank» data-thumb=»/cache/jw_sigpro/jwsigpro_cache_d9630c9b71_ruba.jpg»>
  • Download this image» data-fresco-caption=»
    Download this image» target=»_blank» data-thumb=»/cache/jw_sigpro/jwsigpro_cache_d9630c9b71_skameika.jpg»>
  • Download this image» data-fresco-caption=»
    Download this image» target=»_blank» data-thumb=»/cache/jw_sigpro/jwsigpro_cache_d9630c9b71_stol.jpg»>
  • Download this image» data-fresco-caption=»
    Download this image» target=»_blank» data-thumb=»/cache/jw_sigpro/jwsigpro_cache_d9630c9b71_stul.jpg»>
  • Download this image» data-fresco-caption=»
    Download this image» target=»_blank» data-thumb=»/cache/jw_sigpro/jwsigpro_cache_d9630c9b71_tarsher.jpg»>
  • Download this image» data-fresco-caption=»
    Download this image» target=»_blank» data-thumb=»/cache/jw_sigpro/jwsigpro_cache_d9630c9b71_topor.jpg»>
  • Download this image» data-fresco-caption=»
    Download this image» target=»_blank» data-thumb=»/cache/jw_sigpro/jwsigpro_cache_d9630c9b71_vorota_zoloto.jpg»>
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector