Шлем греческого гоплита своими руками rayvshalashe.ru

Шлем греческого гоплита своими руками

Снаряжение греческого гоплита

Гоплиты служили в армиях царей и тиранов, но по своей сути гоплиты были солдатами-гражданами. Долгом граждан всех свободных греческих городов-государств было нести военную службу.
Любое собрание граждан представляло собой собрание солдат, служащих в данное время или отслуживших свое ветеранов.
Фактически, каждый греческий гражданин был гоплитом.

Наиболее важным элементом экипировки гоплита был щит (aspis). При массе около 6,2 кг щит неплохо держал удар мечом или копьем, но мало защищал от стрел и дротиков.
На многих греческих вазах изображены пробитые щиты. Спартанский полководец Брасид был убит, когда его «предал щит». Ксенофонт рассказывает, как лакониец Леоним был убит копьем, пробившим его щит.
Гоплиты предпочитали жертвовать надежной защитой в пользу легкости.
Когда античные или современные авторы говорят о бронзовых щитах, они имеют в виду тонкую (тоньше половины миллиметра) наружную бронзовую обшивку щита. Основную же часть щита составлял слой древесины.
В архаический период бронзой усиливали только внешний край щита, иногда дополнительно добавляя бронзовую накладку на центральную часть.
На архаических вазах поверхность щита всегда черного цвета, тогда как окантовка и центральная эмблема красные.
Около 500 г. до н.э. греки освоили новую технологию, став покрывать бронзой всю наружную поверхность щита, а эмблему на щите стали рисовать. Соответственно, изменилось и изображение щитов на керамике. Теперь весь щит стал красным, а черной — эмблема.
На изображениях в профиль видно, что щит приобрел большую кривизну по сравнению с архаическим периодом. Окантовка придавала щиту дополнительную жесткость и не давала ему расколоться.
Окантовка -отличительная особенность гоплитского щита.

От шлема также не требовалось выдержать любой удар.
Конструктивно шлем представлял собой компромисс между защитой и массой. Гоплиты использовали различные закрытые шлемы, которые серьезно ограничивали поле зрения и затрудняли слух.
Внутри шлем имел матерчатую подкладку, но подбородочных ремней греки не знали. Шлем надевали прямо на голову, хотя иногда использовали шапку-подшлемник.
Гомер упоминает кожаный колпак (kalaityx), который носили в бою, однако мы не знаем, использовался ли этот колпак в качестве подшлемника.
Греческий шлем украшался плюмажем или гребнем из конского волоса, который зрительно прибавлял воину роста и делал его более внушительным.
В поздний классический период, когда начала оформляться концепция униформы, плюмаж также стал обозначать должность. Шлем полководца Ламаха был украшен тремя гребнями и парой плюмажей.

Подготовка эфебов
Подготовка эфебов (греческих юношей, проходивших в течение двух лет программу физической и военной подготовки) происходила в специальных зданиях — palaistrai. В центре палестры находился открытый внутренний двор, окруженный колоннадой, кроме того, учебу проводили в гимназионах, которые обычно располагались за чертой города.
Среди помещений палестры имелась раздевалка, на выходе из которой и произошла эта сцена.
Трое эфебов только закончили тренировку в беге в полной экипировке. На вазах изображен бег воинов с щитами, поножами и шлемами, а иногда и с копьями.
Иногда воины показаны одетыми, иногда нагими, а иногда вокруг талии обернут ephaptir, который не закрывал гениталий.
1. Воин сдвинул вверх халкидский шлем. Этот шлем называют так потому, что раньше и чаще всего он встречался в эвбейском городе Халкиде, хотя не факт, что шлем возник именно здесь.
Халкидский шлем по сравнению с коринфским (см. выше) отличают сглаженные формы. Кроме того, халкидский шлем не так сильно ограничивает поле зрения и не затрудняет слух, так как
височные пластины этого шлема имеют специальные вырезы в районе ушей.
На тренировочном щите изображен символ Афины. Пентаграмма в древности осмысливаюсь как две наложенные буквы «альфа». Бронзовая наружная накладка щита выкрашена в темный цвет.
2. Эфеб держит в правой руке свой коринфский шлем, ухватив его за глазницы. Иногда шлем брали в руку для того, чтобы компенсировать массу щита.
3. На щите этого эфеба изображен петух — символ бога Гелиоса. Кроме того, петух в Древней Греции означал примерно то же самое, что это слово означает в современном уголовном жаргоне, хотя и без унизительных коннотаций.
Возможно, щит был подарком любовника этого юноши.
4. Эмблема на щите — осьминог. Ее значение до конца непонятно. Еще один эфеб (5) намазал себя оливковым маслом и растирает его бронзовым скребком.
На заднем плане гопломах (6) демонстрирует удар мечом из-под щита против противника, вооруженного копьем (7).
Бык приносился в жертву различным богам. Животное умерщвлялось ударом топором по шее. Поэтому бычья голова (bucranium) была популярной эмблемой. В Афинах бычья голова часто указывала на принадлежность к общине Марафона, где по преданию Тезей убил быка. Оба воина в халкидских шлемах с подвешенными височными пластинами. Такие шлемы были удобнее.

Гоплиты в V в. до н.э. использовали два типа панцирей: мускульный панцирь и композитный панцирь.
Мускульный панцирь назывался так потому, что бронзовые грудная и спинная пластина имели рельеф, имитирующий мышцы торса. Мускульный панцирь развился из архаического колоколообразного панциря, называвшегося так за свою форму. По нижнему краю архаического панциря шел фланец, придававший панцирю сходство с колоколом. Позднее этот фланец исчез, а мускульный панцирь стал длиннее, так что доходил до промежности.
Композитный панцирь получил свое название из-за своей конструкции с использованием различных материалов. Обычно он состоял из железных или бронзовых пластин, покрытых для защиты от погодных условий кожей или холстиной.
Пах прикрывали двойным слоем свисающих полос, называвшихся pteruges, т.е. «крылья». Второй слой полос на половину ширины смещался относительно первого.
Птеруги делали из отвержденной кожи.
Как правило, полоски украшались цветной каймой, а по нижнему краю пускалась бахрома. Птеруги представляли собой неотъемлемую часть доспехов, неразъемно присоединенную к нижнему краю панциря.

Источник:
1. «Греческий гоплит 480-323 гг. до н.э.» («Новый солдат» № 83)

Древнее вооружение: гоплиты 5-4 в. до н.э.

Автор: Strateg, 02 Дек 2012

В предыдущих статьях мы рассмотрели греческие армии 5 в. до н.э. и греческие армии 4 в. до н.э. Остановимся подробнее на вооружении фаланги гоплитов 5-4 в. до н.э. Со времен греко – персидских войн до периода Филиппа 2 Македонского вооружение греков существенно менялось. Есть гипотезы, что на рубеже веков паноплия гоплита стала существенно легче, произошел отказ от панцирей. Ко времени македонских завоеваний панцири снова вернулись. Так ли это?

В начале 5 в. до н.э. ко времени битвы при Марафоне бронзовый колоколовидный панцирь гоплитов становится архаичным. Художники иногда изображают колоколовидные панцири на битву при Фермопилах и битву при Платеях для гоплитов фаланги спартанцев , известных консерваторов.

В 5-4 в. анатомический панцирь – гелоторакс – становится более рельефным, повторяя мускулы торса. Такой панцирь мог быть как коротким, так и полностью закрывать низ живота.

Гелоторакс был прочным, но при этом тяжелым, затруднял движение и был достаточно дорог. Еще с конца 6 в. до н.э. в обиход входит льняной панцирь – линоторакс, более легкий и дешевый, который мог быть дополнен металлическими чешуйками. Пах мог быть прикрыт защитными полосами из кожи или льна – птеригами (птеруги). Еще на конец 6 в. до н.э. льняной панцирь описывал Геродот , 3.47: “Панцирь был льняной с множеством вытканных изображений, украшенный золотом и хлопчатобумажной бахромой. Самым удивительным в нем было то, что каждая отдельная завязка ткани, как она ни тонка, состояла из 360 нитей и все они видны.”

Художник Adam Hook

Ноги гоплита защищали бронзовые поножи – кнемиды. Наручи применялись редко. Доспехи гоплита дополнял шлем. Максимальную защиту воину давал закрытый коринфский шлем, который изображен на иллюстрации выше. Отрицательными свойствами коринфского шлема были плохие обзор и слышимость. В 5 в. коринфский шлем уступает свое место более открытым шлемам.

На иллюстрации приведены различные типы шлемов гоплитов: 12,16 – коринфские, 6,7 – иллирийские, 17,18,19 – халкидские (19 еще называют аттическим), 20 – фракийский.

На иллюстрации ниже представление художника об иллирийском шлеме отличается от общепринятых.

Гоплит получил свое название благодаря характерному щиту – гоплону. Гоплон был обязательной принадлежностью гоплита. Этот щит еще называют аргивским или асписом. Но аспис – щит в широком смысле слова. Поздние авторы под асписом могут понимать небольшую пельту. Гоплон имеет характерную выпуклость и плоский обод, средний диаметр 90 см и почти полностью закрывает гоплита.

Иногда для дополнительной защиты ног гоплита от стрел снизу щита подвешивали занавесь.

На раннем этапе греческой истории на щите могло присутствовать изображение, характерное для конкретного героя. У Менелая это был змей, у Тидея – кабан, у Агамемнона – Горгона. К концу 5 в. на щитах появляются характерные изображения, помогающие определить принадлежность к полису. На мессенских щитах была буква мю, на лакедемонских лямбда, на сикионских сигма, на фиванских щитах была изображена дубина, на афинских – сова или альфа, трезубец Посейдона – Мантинея. По рисункам так же можно различать принадлежность к различным филам в Аттике и морам в Лакедемоне.

Читать еще:  Удивительная мозаика ванной, мозаика для бассейнов, стен и перегородок

В более раннем периоде существовали щиты с вырезами по краям – так называемого “беотийского типа”. И копья могли использовать для метания.

В 5 в. во время греко-персидских войн копьем кололи.

Копье гоплита с листовидным наконечником называется дору. Длину копья определяют по археологическим находкам – замеряют расстояние между сохранившимися наконечником и втоком, либо по античным изображениям. Принято считать, что длина копья была около 2,5 м. Но встречаются изображения копья большей длины, около 3 м.

Гоплиты использовали не только копья, но при необходимости могли исполнять функции легких войск. Ксенофонт , “Греческая история”, 3.5.20: “Когда Лисандр погиб и воины его побежали к горе, фиванцы изо всех сил преследовали их. Когда же они, преследуя, взобрались на верх горы, где продолжению пути мешало бездорожье и узость теснин, лакедемонские гоплиты повернули фронт к неприятелю и стали метать дротики и стрелы.” Если копье ломалось, в тесноте битвы гоплиты вынимали меч.

Стандартный гоплитский меч – ксифос – прямой, листовидный. Иногда на изображениях гоплитов рисуют с кривым мечом кописом или махайрой, как называет этот меч Ксенофонт.

Есть некоторые смысловые нюансы в употреблении терминов копис, махайра или похожий на них меч – испанская фальката, но эти тонкости оставим для споров профессиональных историков. Кривой меч производит режущее движение при рубящем ударе и удобен прежде всего всаднику, о чем пишет Ксенофонт в работе “О коннице”.

Со времени пелопоннесской войны изобразительные источники показывают гоплитов (чаще спартанцев) без доспехов.

На гоплитах одет особый вид хитона – эксомида, которую носили спущенной на правом плече. Вместо шлема может быть использована войлочная шапка – пилос. Появился металлический шлем пилос, по форме напоминавший шапку.

Ксенофонт в Анабасисе, 1.2.16 рассказывает о смотре наемников на службе Кира перед битвой при Кунаксе : “На всех эллинах были медные шлемы, пурпурные хитоны и кнемиды, а щиты были вынуты из чехлов.” Доспехи не упомянуты.

Художник Adam Hook

На этой иллюстрации приведен гоплит без доспехов. 8,9,10 – беотийские шлемы, 12 – пилос. Поножи отсутствуют.

Считается, что ко времени македонской гегемонии в Греции на гоплитах снова появляется панцирь гелоторакс, изображение которого показано в статье о вооружении Александра Македонского . Ниже изображен гоплит в мускульном панцире с птеругами и во фригийском шлеме. Фригийский шлем напоминает фракийский за исключением характерного навершия фригийского колпака.

Художник Adam Hook

Выдвигаются гипотезы, что в пелопоннесскую войну доспехи исчезли для облегчения гоплита и для придания фаланги большей мобильности, что позволяло лучше противодействовать возросшему числу легких войск. С точки зрения этой гипотезы непонятно, почему доспех вернулся в последней трети 4 в. Кроме того, для противодействия легким войскам противника лучше всего использовать собственные легкие войска.

На самом деле панцирь у гоплитов никуда не исчезал. Диодор , после битвы при Делии , 12.70: “…убитых было так много, что фиванцы на выручку от добычи не только возвели на рыночной площади большую колоннаду, но и украсили ее бронзовыми статуями, а храмы и порталы украсили бронзовой броней, добытой в качестве трофея.” Фукидид , 6.31: “Сухопутное войско состояло из отборных людей, которые всячески старались превзойти друг друга своим снаряжением и доспехами.” Ксенофонт , “Греческая история”, 6.2.20: “Узнав об этом, Мнасипп облачился в доспехи и бросился на помощь со всеми своими гоплитами…”; 7.5.23: “…одни бежали на свои места в строю, другие выстраивались, третьи взнуздывали лошадей, четвертые одевали панцири”. Ксенофонт , “ Агесилай “, описывает битву при Коронее : “…трупы своих и вражеских воинов лежали вперемешку, а рядом с ними брошены проломленные щиты, разбитые панцири, кинжалы, одни из которых без ножен валялись на земле, другие торчали воткнутыми в тело, а некоторые были зажаты в руках убитых.” Плутарх , Пелопид: “Говорят, что участники сражения, узнав о его смерти, не сняли панцирей, не разнуздали коней, не перевязали ран, но прежде всего – прямо в доспехах, еще не остыв после боя, – собрались у тела Пелопида, словно он мог их увидеть или услышать, нагромоздили вокруг кучи вражеского оружия…”; Тимолеонт: “Тимолеонт бросился на подмогу и, прикрыв распростертого на земле Тимофана щитом, подставил под удары свои доспехи и само тело; весь израненный стрелами и мечами, он тем не менее отбросил нападавших и спас брата.”

Панцири как были, так и оставались на вооружении. Для облегчения гоплитов Ификрат не отказывался вовсе от панцирей. Согласно Диодору: “а еще вместо кольчуг и медных панцирей ввел он льняные доспехи.” В первую очередь для повышения мобильности Ификрат заменил гоплон на пельту. Отсутствие панцирей у гоплитов в некоторых случаях стоит искать в экономических причинах. Постоянные междоусобные войны в Греции истощали казну противоборствующих полисов. Появилось большое число наемников, которые не могли обеспечивать себя полным гоплитским вооружением. Агесилай, для того, что бы наемники обеспечивали себя необходимым вооружением, был вынужден идти на хитрости. Ксенофонт , “Греческая история”, 4.2.7: “…он (Агесилай) назначил награды тем из городов, которые пошлют наилучшее войско, тому из лохагов наемников, который явится с наилучшим по вооружению отрядов гоплитов, стрелков или пельтастов. Он обещал также дать никетерии (призы) тем из гиппархов, отряды которых будут выделяться по коням и вооружению…. Агесилай достиг этим того, что в погоне за наградами все приобрели себе оружие, стоящее во много раз больше этой суммы.”

На македонское вооружение гоплиты перейдут позже. Спартанцы Клеомена и ахейцы Филопемена возьмут в руки сариссы к битве при Селассии 222 г. до н.э. А после вторжения в Грецию галлов в 279 г. до н.э. в греческих армиях 3-2 в. до н.э. вместо гоплонов будет популярна овальная фирея.

Зачем спартанцу на шлеме нужен был яркий «петушиный» гребень

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

На самом деле делать гребни на шлемах гоплитов вдохновили вовсе не петухи. Все потому, что коринфские шлемы еще в VI веке до нашей эры, а куры в Греции появились только к концу V столетия. Кстати, завезли в Грецию кур – персы, те самые, с которыми эллины так ожесточенно воевали не один десяток лет. Как несложно догадаться, рассматриваемый шлем получил свое название по месту многочисленных находок. Есть основания полагать, что массовое производство таких касок было налажено именно в Коринфе, а потому именно его воины, а также воины соседней Спарты.

Эксперты убеждены в том, что шлемы производились из цельной металлической заготовки при помощи расплющивания. Самые дорогие шлемы украшались многочисленными гравировками с изображениями сцен битв и охоты. При этом шлем был весьма простым и представлял глухую защиту головы с открытым лицом. Лицо прикрывал массивный наносник и нащечники. Главным недостатком коринфского шлема было отсутствие боковых прорезей для глаз. По всей видимости это и не требовалось. Фаланга была очень плотным построением и (скорее всего) смотреть, что происходит по сторонам от большинства гоплитов не требовалось.

Интересный факт: бытует популярная теория о том, что спартанские мужчины специально отращивали длинные волосы, чтобы обеспечивать лучшую амортизацию шлема. Впрочем, что такое подшлемник (маленькая мягкая шапочка), древние греки знали еще до появления коринфских шлемов.

Но вернемся к нашим гребням, ведь именно они, будучи таким ярким и характерным элементом превратили коринфский шлем в символ не только архаичной эпохи древней Греции, но и в один из символов всей античности! Ирония в том, что никто достоверно не скажет зачем на шлеме спартанского гоплита (и не только) гребень. Современные исследователи и реконструкторы могут лишь строить теории основываясь на более поздний опыт военного дела, а также на свой собственный.

Интересный факт: гребни на гоплитских шлемах делались из конского волоса и окрашивались в разные цвета, в том числе в несколько цветов попеременно.

Совершенно очевидно, что разукрашенный гребень использовался в качестве системы свой-чужой. Это не очень нужно в плотном строю, однако абсолютно незаменимо, если строй вдруг был сломан. Существует также мнение о том, что «спартанский» гребень выполнял защитную функцию. Мол, конский волос способен отвести удар мечом. Правда, металлическая каска без всякого гребня прекрасно справится с этой задачей. Более того, в 9 из 10 ситуаций в бою использовались в то время копья и пики, а не мечи. Не исключено, что могли использоваться в качестве деморализующего средства, та как создавали иллюзию того, что воин немного выше, чем он есть на самом деле.

Читать еще:  Фотообои на кухню на стену: 8 рекомендаций по выбору полотна

Споры об утилитарной составляющей гребней на шлемах будут идти еще долго. Однако, не стоит относиться с пренебрежением к тому факту, что это просто красиво. Что в период античности, что в период Средневековья воинская прослойка общества как правило представляла достаточно специфическую группу людей (особенно относительно совершенного человека). Для древнего воина поход на войну является если не единственным смыслом его жизни, то по крайней мере высшим ее проявлением. А потому отправляться к Аиду нужно красиво, особенно, если ты спартанец!

Украшение снаряжения это не просто бравада, но еще и религиозный ритуал. Древний человек по природе своей был вовсе не глупее теперешнего, однако имел религиозно-фаталистическую форму мышления. От сюда и проистекало желание украсить себя перед врагами, товарищами и богами.

Хочется узнать еще больше интересного? Как насчет того, чтобы прочесть про 7 легендарных клинков, которые стали настоящими артефактами спустя несколько столетий.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Вооружение спартанского гоплита (10 фото + 2 видео)

Впервые спартанская армия упоминается в Илиаде, в трактате «Государственное устройство лакедемонян» Ксенофонт подробно рассказывает о том, как была организована спартанская армия в его время. Вооружение спартанца составляли копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, шлем, панцирь на груди и поножи. Вес защитного вооружения достигал 30 кг, тяжеловооруженный пехотинец назывался гоплитом.

Гоплит (др.-греч. ὁπλίτης от названия тяжёлого круглого щита — гоплон), аналогично как пельтасты, названы по лёгкому щиту — пельте. Гоплиты служили в армиях греческих городов-государств и по своей сути были солдатами-гражданами, так как долгом гражданина любого свободного полиса было несение военной службы.

Аспис (аргивский щит) или неправильно называемый гоплон — круглый выпуклый щит тяжеловооружённого пехотинца (гоплита), получил своё наименование от термина др.-греч. ὅπλον — оружие. Диаметр асписа — от 80 сантиметров до 1 метра; щит прикрывал воина от подбородка до колен. Этот тип щита появился, предположительно, в VIII веке до н. э.; это предположение основано на появлении в это время изображений на керамике. Аспис весил от 6 до 15 килограмм, из-за тяжести, спасавшийся бегством, в первую очередь избавлялся от щита, потеря щита считалась позором и сурово каралась (вплоть до смертной казни).

Дори (гр. δόρυ «дерево», «копьё») копьё гоплита, его основное после головы и щита оружия — длина была от 2 до 3 метров, древко из ясеня или кизила диаметром 5 см, весом от 1 до 2 кг.

Основной греческий меч — ксифос (др.-греч. ξίφος — пронзающий). Возникновение ксифоса обязано периоду эгейской цивилизации, а если быть более точным, то завершающему периоду микенской части греческой истории (XI век до н. э.). Является одним из первых видов оружия выполненного из железа, хотя самые ранние экземпляры изготавливались из бронзы, клинок у ксифоса имел плавные формы изгибов, схожие с листом. По форме этого меча сразу же видно, что предназначался он, как для нанесения колющих, так и рубящих ударов. Длина клинка была в пределах восьмидесяти сантиметров, но с появлением в девятом веке до нашей эры ксифоса из железа, клинок стал чуть шире, но короче, примерно, шестьдесят сантиметров.

Намного реже использовался копис (др.-греч. κοπίς — рубить, отсекать) меч с односторонней заточкой по внутренней грани лезвия, предназначенное в первую очередь для рубящих ударов, с возможностью колоть. Копис для войск Александра Македонского считался редкостью, им по свидетельству Курция рубили хоботы слонам. Копис как меч заимствован греками от персов с VI в. до н. э., Геродот упоминает о таком оружии персидской тяжелой кавалерии (1-я половина V в. до н. э.), те, по видимому, заимствовали у шумеров. Длина клинков из археологических находок в Греции варьируется от 53 до 70 см, в среднем около 60 см, иногда копис носили засунув за пояс (судя по античным статуэткам), испанцы за спиной, клинок кописа расширяется по направлению к кончику, из-за чего центр тяжести смещается на удалении от руки. В результате кинетическая энергия удара увеличивается, а благодаря изогнутому вперёд лезвию рубящая способность значительно возрастает по сравнению с прямым мечом. По свидетельству римлян, никакой шлем или панцирь не мог выдержать удара кописа.

Коринфский или дорийский шлем был распространён в VI—V вв. до н. э., изготавливался в мастерских г. Коринфа на Пелопоннесе. Коринфский шлем с конским плюмажем стал одним из символов Древней Греции начала классического периода. От иллирийского типа отличались более сложными обводами, вырез для лица стал фигурным с намечаемым наносником. В более поздних образцах лицо прикрывается сплошными загнутыми нащёчниками и массивным наносником. Такие шлемы, украшенные гребнем из конских волос, часто изображаются на древнегреческих вазах VI в. до н. э. Спартанские мужчины (как самураи) отращивали характерные длинные волосы, чтобы они служили им амортизирующей подушкой между головой и металлом шлема, как дополнение к войлочной шапочке-подшлемнику. У спартанцев встречаются шлемы с поперечным расположением конского гребня, предположительно для обозначения ранга начальника. Глухой коринфский шлем давал полную защиту, однако наносник и закрытое лицо ограничивали обзор, не случайно спартанцы сражались в плотной фаланге, где не было нужды следить за действиями врагов сбоку. Бронзовый шлем отливался в заготовку по форме головы, затем ковался под размер в несколько этапов, причём ковка приводила к повышению прочности бронзы, сплав содержит 11—12 % олова, то есть максимально возможное содержание примеси, дающее максимальную прочность при сохранении пластичности. Вес коринфского шлема колеблется в пределах от 1 до 2 кг, в описаниях сражений античности полководцы гибнут, как правило, от удара в грудь, никого не уносили с разбитой головой, шлемы были очень прочными.

Линоторакс (др.-греч. λινοθώραξ) многослойный панцирь из ткани, использовались ещё с микенского периода, а с конца VI века до н. э. они становятся стандартным доспехом гоплитов. Линоторакс — подобие туники сшитой из нескольких слоёв льна или шерсти, которая потом вываривалась в соли и уксусе. По сравнению с бронзовыми панцирями линотораксы были легче, дешевле и в меньшей степени стесняли движения, давая при этом какую-то защиту. Линотораксы использовались до III века до н. э., когда они были заменены кольчугами.

Гиппоторакс или же анатомическая кираса – нагрудный доспех из двух металлических пластин с выбитой на них мускулатурой мужского торса. В VIII-VII веках до н. э. «мускулатура» панциря была ещё довольно примитивна, совершенствуясь к V-IV векам до н. э., предшественником анатомического панциря была кираса-колокол ахейского периода (получила такое название из-за расширения нижнего края кирасы подобно колоколу). В IV в. до н. э. гиппотораксы стала носить уже и кавалерия. Обычный греческий гиппоторакс состоял из нагрудной и спинной пластин, окружность вокруг бёдер, отверстия для шеи и рук дополнительно укреплялись бронзовыми полосками, нижний край кирасы вытянут для защиты паховой области. Передняя пластина панциря скреплялась с задней частью посредством шпилек, по бокам гиппоторакс застёгивался кожаными ремешками или пропущенными через два кольца шнурами. Вес кирасы составлял около 6 кг. Кирасы античного периода изготавливали путём ковки, но чаще – отливали, материалом в основном бронза, кожа (V – начало IV века до н. э.), а потом обычное железо.

Гоплиты использовали книмиды-поножи, наручи, наплечники и набедренники. С середины V века до н. э. по всей Греции снаряжение гоплитов стало облегчаться, гиппотораксы стали вытесняться линотораксами, исчезают из употребления наручи, так как построение становилось более глубоким и плотным, численность в отрядах увеличилась, до 256 (кроме Спарты — у неё так и осталась классическая система отрядов по 144 человека), из-за чего рубящие удары наносятся уже реже, а чаще колющие удары, при которых рука уже не подвергалась опасности быть отрубленной, копья стали удлиняться с 3 метров до 3,5—4 метров, гоплиты постепенно перерождались в сариссофоров (копьё-сарисса).

Источник: youtu.be

Читать еще:  Чем и как правильно резать пластиковый плинтус
Источник: youtu.be

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Экипировка античных воинов: древнегреческий гоплит

Экипировка античных воинов: древнегреческий гоплит

В VIII веке до н.э. в Греции начался длительный период подъёма, сопровождавшийся появлением ряда крупных городских центров, развитием городского ремесла и сельского хозяйства. Социальной структурой общества в это время становится гражданская община-полис. Он представлял собой союз взрослых мужчин, земледельцев и воинов, населявших небольшие долины, на которые горными грядами была расколота страна. Политическая и военная организация полиса совпадали: гражданин был одновременно земледельцем и воином, обязанным защищать свою родину с оружием в руках.

Основой военной организации греков в это время являлась фаланга, которая представляла собой плотный пехотный строй тяжеловооруженных воинов, объединённых друг с другом общностью происхождения, родственных и соседских связей. Её эффективность на поле боя в большей степени определялась совместными действиями рядовых бойцов, нежели героизмом отдельных воинов. Мужество и военная доблесть заключались в том, чтобы сражаться, стоя на одном месте, локоть к локтю со своими боевыми товарищами. Победа в этих условиях также обезличивалась, становясь атрибутом всех воинов, что содействовало укреплению между ними отношений равенства и демократической политической организации.

Снаряжение сражавшихся в рядах фаланги воинов зависело от их социального происхождения. Богатые граждане служили в коннице, средний класс – в тяжеловооруженной пехоте, бедняки – в легковооруженной пехоте. Стандартное снаряжение тяжеловооруженного пехотинца, или гоплита, состояло из щита, шлема, доспеха, поножей, пары копий и меча. В новом интерактивном спецпроекте Warspot рассказывает об оружии и снаряжение греческих гоплитов VII – VI веков до н.э.

Вазопись VII–VI веков до н.э. изображала воинов вооруженными двумя копьями, одно из которых они метали, а второе использовали в рукопашной схватке. С распространением гоплитской фаланги метательный бой отошел на второй план, гоплит стал сражаться одним копьём, а когда оно ломалось — брался за меч. На вазах гоплитские копья обычно изображались укороченными. По археологическим находкам можно высчитать длину древка, которое колебалось от 2,2 до 2,7 м. Для древка использовались различные породы древесины: ясень, ива, тополь, кизил.

Появление двустворчатой кирасы в Греции относится еще к Бронзовому веку. Широкое распространение она получила в VIII – VI веках до н.э. Из-за своей высокой стоимости по-настоящему массовым типом доспеха панцирь не стал, поскольку испытывал сильную конкуренцию со стороны льняных доспехов. По современным представлениям, такой панцирь носили лишь 10 процентов воинов, сражавшихся преимущественно в первых рядах фаланги. Вес современных реконструкций доспеха составляет примерно 6 кг.

Мастера изготавливали панцирь из бронзы, отбивая металлический лист на каменной форме. Доспех состоял из передней и задней створок, скреплявшихся на плечах и на боках при помощи вставлявшихся в прорезы петель или ремней. Собранный панцирь имел бочковидную форму, схематично повторявшую мускулатуру мужского торса. В обеих створках имеются вырезы для горла, рук и талии воина. Нижняя часть панциря имеет так называемую колоколовидную форму из-за характерных широких отбортовок. Такая форма позволяла воину сидеть, не снимая панцирь. Сам доспех был короткий и защищал корпус воина лишь до пояса.

Поверхность доспеха полировалась и начищалась до зеркального блеска. Элементом декора являлись чеканные и гравированные фигуры, которые в наиболее роскошных и дорогостоящих экземплярах образовывали целые композиции. При ношении такой доспех несколько сковывал движения. В то же время он был достаточно легок, обеспечивал защиту от метательного оружия и надежно защищал тело воина в рукопашной схватке.

Развитие формы греческих мечей VII–VI веков до н.э. следовало за прототипами эпохи Бронзового века. Меч этого времени имел прямой обоюдоострый клинок листовидной формы. Его длина не превышала 60 см, в нижней трети лезвие слегка расширялось. Клинок имел ромбовидное сечение и короткое острие. Рукоять состояла из пары деревянных плашек, заклепками крепившихся к рамочной основе. В наиболее роскошных экземплярах она изготавливалась из слоновой кости и украшалась золотыми гвоздиками. Перекрестье у меча отсутствовало.

Меч являлся преимущественно колющим оружием, его острием противника старались поразить в лицо, горло или верхнюю часть груди. Такая техника фехтования была предпочтительнее по совершенно прозаичной причине. Из-за несовершенства металлургии мастера часто перекаливали клинок, который становился от этого хрупким. При сильном ударе меч мог просто переломиться пополам.

Меч носили в деревянных, обтянутых кожей ножнах, с костяной бутеролью (нижней частью) и массивным окончанием. Ножны подвешивались к перевязи и носились высоко под мышкой на левом боку.

Греческие шлемы VIII – VI веков до н.э. постепенно приобрели закрытую форму. Их характерными элементами являлись глубокий назатыльник, широкие нащечники, а также наносник, составлявшие единое целое с куполом. Такой шлем почти полностью закрывал голову, скулы и лицо воина, оставляя лишь глазные прорези и широкую щель для дыхания. В бою шлем обеспечивал своему владельцу надежную защиту от самых различных ударов. Большое количество археологических находок шлемов и изображений на вазописи свидетельствует о широком их распространении среди воинов.

Самые ранние модели шлемов изготавливались из двух или более половин, сваривавшихся друг с другом вдоль линии гребня. Постепенно мастера-оружейники научились создавать гораздо более надежные цельнокованные шлемы, приобретавшие со временем все более сложную и изящную форму. Толщина бронзы в разных частях шлема могла колебаться от 1,5 до 3 мм, его масса составляла 5 кг.

На голове шлем носили с мягким подшлемником, для крепления которого по всему периметру вдоль края проделывалась серия близко расположенных отверстий. На более поздних находках подобных отверстий нет: возможно, подшлемник мог просто приклеиваться к внутренней поверхности шлема.

Из-за плохой вентиляции и слышимости перед боем шлем носили высоко на макушке головы, опуская его на лицо лишь непосредственно перед атакой.

Украшением шлема служил высокий гребень, изготавливавшийся из конского волоса. Гребень визуально увеличивал рост воина, придавая ему грозный, устрашающий вид. Для крепления гребня использовался съемный держатель, который, скорее всего, делался из дерева. Его вид известен по вазописи, рельефам и скульптурным изображениям. К поверхности шлема гребень крепился посредством системы петель и прорезей, которая в большинстве случаев оказалась утраченной.

Греки одевали под панцирь хитон, который представлял собой широкую рубашку без рукавов с вырезом для головы и рук. Хитон изготавливался из двух прямоугольных кусков ткани, которые сшивались по бокам и на плечах, так что оставалось только место, чтобы просунуть голову и руки. На плечах широкие края хитона закрывали верхнюю часть рук, создавая впечатление ложных рукавов. Для большей свободы движений шов на правом плече иногда распускали.

Хитон, как правило, подпоясывался, иногда с напуском. Длина подола зависела от возраста и социального статуса. Воины обычно носили короткий хитон, достигавший середины бедер. Ткань могла окрашиваться в яркие цвета и украшаться узорной вышивкой.

Важнейшим элементом защитного снаряжения гоплита был щит, который имел круглую, слегка выпуклую форму и диаметр 0,8 – 1 м. Такой щит надежно прикрывал корпус воина от подбородка до колена, а также пространство слева от него, где мог располагаться легковооруженный напарник. Внутри полости щита находились две рукояти. В центральную рукоять – порпакс – просовывалась рука до локтя, у обода щита находилась другая рукоять, – антилабе, – которую он держал кистью. Таким образом, вес щита равномерно распределялся по левой руке и плечу.

Изготавливали щит из дерева, обычно тополя или ивы, снаружи его обтягивали бычьей кожей, а также иногда покрывали листовой бронзой. Чаще бронзовыми были только накладки на лицевой стороне, а также обод. Декор щита мог быть очень роскошным и включал иногда целые композиции фигур, выполненных из металла, слоновой кости и эмали.

Вес современной реконструкции щита колеблется от 7 до 10 кг. Дома и в походе щит хранился в кожаном чехле, в котором он мог носиться за спиной на погонном ремне.

В VII веке до н.э. поножи были короткими и не закрывали колена. Они имели простую форму и крепились к ноге посредством пары ремней. В VI веке до н.э. эта деталь доспеха достигла полной длины от колена до подъема стопы. В это время им также стали придавать анатомическую форму, позволявшую поножам более плотно сидеть на ноге. Лишь сзади оставалась узкая щель, необходимая для их надевания.

Чтобы плотно закрепить доспех на ноге, его обвязывали двумя ремнями, один из которых проходил под коленным выступом, другой в области щиколоток.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector